|
Киев вчера и сегодня
|
|
|||
|
|||||
Полезная информация: Курсы
валют
|
<< На первую
<< < Назад <
Киево-Печерская лавра Впереди раздается колокольный звон. Подойдя туда, оказываемся около Троицкой надвратной церкви. Это главный вход на территорию Киево-Печерской Лавры. Киево-Печерская Лавра как православный монастырь основана в 1051 году выходцами из бояр Антонием и Феодосием в пещерах около летней резиденции князя. В 11 веке монастырь стал центром распространения и утверждения христианства в Киевской Руси. В 12 веке получил статус "лавры" - главного великого монастыря. Киево-Печерская Лавра сыграла важную роль в развитии древнерусской культуры, была центром летописания и житейской литературы. Тут переводились на славянский язык и переписывались произведения иностранных авторов. В Лавре работали известные летописцы Нестор, Никон, Сильвестр. В 13 веке был составлен "Киево-Печерский патерик" - важный источник по истории Киевской Руси. В 16-17 веках Киево-Печерская Лавра была одним из центров борьбы против окатоличивания украинского населения и против униатства. В 1615 году основана типография Киево-Печерской Лавры, в 1631 году П. Могила открыл школу, что способствовало распространению образования в Украине. Лавра проводила большое строительство еще с 11 века. Тогда были построены Троицкая надвратная церковь и Успенский собор. В конце 12 века вокруг Лавры возвели оборонительные стены. Но в 1240 году, во время монголо-татарского нашествия, они были разрушены, и в 1698-1701 годах, параллельно бывшим укреплениям построили новые крепостные стены с бойницами и башнями. В 17-18 веках построены Всехсвятительская церковь над Экономическими воротами, ансамбли Ближних и Дальних пещер, келии лаврских монахов, здание типографии и др. В 1731-1744 годах возведена Большая колокольня. В 1778 году в ней установили колокол. Впоследствии его дважды переплавляли. Последний раз это произошло в 1896 году. Тогда Киево-Печерская Лавра заказала на литейном заводе в Ростове-на-Дону новый колокол для своей колокольни. Его изготовили и привезли на железнодорожную станцию в Киеве. А вот дальнейшая перевозка колокола до места назначения оказалась трудной задачей. Колокол весил 11656 килограмм, а нижний диаметр был 270 сантиметров. Его установили на деревянную раму, которую тянула 21 пара волов. Со 2 по 3 июля 1896 года двигался этот необычный караван по улицам Киева. На внешних стенах колокола были барельефные изображения распятия Христового, успения Пресвятой Богородицы, преподобных Антония и Феодосия, а также надпись про происхождение колокола. В конце 19 века в Киево-Печерской Лавре сформировали архитектурный ансамбль, в котором отразились лучшие традиции давнерусской, украинской и российской архитектуры. Высокого развития в Лавре достигло искусство. В 70-х годах 11 века в ней появились Лаврская иконописная мастерская, мозаичная и ювелирная мастерские. Как и во времена Киевской Руси, так и сегодня Киево-Печерская Лавра является центром христианства в Украине. В 2001 году реконструирован,
взорванный в 1941 году немецко-фашистскими войсками, Успенский собор. На
территории Лавры работают библиотека и музей. Среди них музей Книги и
книгопечатания, музей Театрального, музыкального и киноискусства,
Золотая палата. Главной святыней лавры являются пещеры с почивающими в
них мощами Печерских угодников. Ближние пещеры, в которых лежат мощи
Преподобного Антония, называются еще Антониевыми, а Дальние, где в
1074-1091 годах покоились мощи Преподобного Феодосия, - Феодосиевыми.
Длина Ближних пещер - 383, Дальних - 293 метров. Оба лабиринта залегают
на глубине от 5 до 20 метров. В связи с общерусской канонизацией
Печерских Святых и посещением пещер паломниками подземелья
обустраивались: полы вымощены чугунными плитами, стены укреплены
кирпичной кладкой, оштукатурены, в некоторых местах расписаны. Но в
Ближних пещерах сохранились и нетронутые участки, а к Дальним примыкают
дошедшие до нас в Древнем виде Варяжские подземелья (длина 172 метра; в
литературе их иногда связывают с местом стоянок варяжских дружин IХ - X
вв., ходивших по Днепру в Грецию; в конце ХI в. иноки нашли здесь клад
оставленной варягами золотой и серебряной посуды). В Дальних пещерах
имеются подземные церкви Преп. Феодосия, Рождества Христова и
Благовещения Божией Матери, а в Ближних - Преп. Антония, Введения Божией
Матери во храм и Преп. Варлаама (последняя церковь устроена в 1691 г.,
остальные - в обеих пещерах - более старые) с мраморными колоннами,
перенесенными из Успенского собора после пожара 1718 года. Погребения в
пещерах - трех видов: под полом, в перпендикулярных коридорам
персональных нишах-локулах и в криптах (помещения для нескольких
погребений). Мощи известных по имени святых почивают в локулах, криптах
и раках-гробах (за редким исключением деревянных). Последние установлены
в основном в вытянутых вдоль коридоров нишах-аркасолиях (устраивались
здесь начиная с XVII в.), реже - деревянных или кирпичных постаментах. В
Ближних пещерах имеется 4 усыпальницы, в которых установлено по
несколько рак. Кроме того, в Дальних пещерах в одной нише собраны
помещенные в особые сосуды мироточивые главы неизвестных Угодников (одна
из глав, по преданию, принадлежит Св.Клименту Римскому). Девственные
участки Ближних пещер и Варяжские подземелья для паломников не доступны.
Кроме Ближних, Дальних и Варяжских пещер под всей Лаврой существует
множество других подземелий - хозяйственного (погреба, подвалы),
оборонного (потайные ходы под крепостными стенами) и противооползневого
(водоотводные штольни) значений. |
|